Баланс Тверь

Логотип Баланс Тверь
+7 (903) 630-53-98
balans_tver@mail.ru

Детали непубличной системы ФНС.

Почему в Твери (и в РФ) исчезает «малый и средний» бизнес.

Ниже приводится аннотация большой «прорывной» статьи о внутреннем ранжировании ФНС (Документ был утвержден службой в конце 2019 г.) налогоплательщиков по бальной системе: кого быстрее и целесообразнее штрафовать. Можно и самим прикинуть свои «баллы», но, наверное, лучше обратиться в специализированную бухгалтерско– налоговую фирму, чтобы посчитали ваши «баллы» и шансы их «оптимизировать». Из статьи можно сделать следующие выводы:

• Налоговая не интересуется фирмами однодневками, не заинтересована в пресечении их деятельности и в информировании реального бизнеса о технических и однодневных фирмах. Налоговая сняла с себя тяжкое бремя мониторинга недобросовестных контрагентов, водрузив его на реальный бизнес вместе с затратами и ответственностью.
• Налоговая заинтересована штрафовать компании с реальным бизнесом заметного размера, обязательно имеющим активы. И это логично для пополнение бюджета.
• Вы, если набрали много «баллов», можете снизить риски конфликта с ФНС, например, «запутавшись» с юридическим адресом или снизив «платежеспособность».
• Страдает чаще всего средний бизнес, но бальная система щадит малый и микро бизнес.
• «Торговля» с налоговой возможна, обязательна, но сильно ограничена «неравенством сторон».

Подробнее см. Андрей Гордеев. Ведомости.

14 января Андрей Макаров, Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, раскритиковал ФНС за непрозрачность процедуры предваряющего проверку анализа бизнеса. Он упирал на отсутствие их и в Налоговом кодексе, и в любых других публичных документах, регламентирующих деятельность налоговой службы. Руководитель ФНС Даниил Егоров в ответ заявил, что институт предваряющих проверку мероприятий предназначен (!!!) для снижения нагрузки на бизнес. (Или на ФНС?). Детали:

У ФНС есть внутренняя система критериев, с помощью которой инспектора определяют, целесообразно ли «работать» с той или иной компанией, а именно непубличный регламент и рекомендации. «Методичка» предписывает инспекторам оценивать налогоплательщиков по баллам – их количество зависит прежде всего от размера бизнеса и его платежеспособности. Чем больше компания набрала баллов, тем выше вероятность, что она попадет в поле зрения налоговиков. То есть инспектора оценивают целесообразность проведения проверки, исходя из возможности получить с плательщика побольше. Закрытый регламент ФНС нацелен на выявление сущностных компаний, а не однодневок – балльная система предписывает определять именно реальный бизнес.

Документ разграничивает организации на три вида. Первый и второй – это фактические и потенциальные «выгодоприобретатели», т. е. конечные бенефициары уклонения от налогов. Третий – «технические компании», которые являются лишь инструментом занижения налоговой базы. Организации по всей цепочке ранжируют в зависимости от суммы активов, платежеспособности, численности штата и уровня зарплат, доли вычетов по НДС, подозрительности адреса регистрации, правдоподобности сведений о реальных учредителях и ряда других критериев.

К фактическим «выгодоприобретателям» от занижения налоговой базы относятся компании, набравшие от 50 баллов, с реальным имуществом, госконтрактами, уведомлениями о контролируемых сделках. Возможными «выгодоприобретателями» считаются организации с 20–49 баллами. К «техническим звеньям» относят компании с 19 баллами и ниже – при условии, что они отвечают таким критериям: отразили в декларации по НДС значительные обороты по операциям, в бюджет уплатили минимальные суммы, доля вычетов по НДС выше 98%, штат менее 10 человек. Итак, считаем:

• При сумме внеоборотных активов за два года до проведения проверки свыше 5 млн руб. организации присваивается 10 баллов, от 100 000 до 1 млн руб. – 5 баллов, менее 100 000 руб. – 0 баллов. Напомним: к внеоборотным относят активы предприятия, приносящие предприятию доходы в течение более одного года, или обычного операционного цикла, если он превышает один год. Другая часть активов предприятия — оборотные активы, приносят доход предприятию один и более раз в течение года. Недвижимость и станки – внеоборотные активы.
• При доле вычетов по НДС менее 90% – 10 баллов, 90–95% – 5 баллов, более 95% – 0 баллов.
• При среднесписочной численности сотрудников более 30 человек – 10 баллов, 10–30 – 5 баллов, менее 10 человек – 0 баллов.
• При оплате труда от 35 000 руб. в месяц – 10 баллов, 15 000–35 000 руб. – 5 баллов, менее 15 000 руб. – 0 баллов.
При наличии имущества присваивается 15 баллов, при отсутствии – 0 баллов.
• При отсутствии подозрений в отношении регистрационных данных компании ей присваивается 0 баллов.
• Если сведения о юридическом адресе предприятия недостоверны – вычитается 5 баллов, в отношении учредителя- юридического лица – вычитается 10 баллов, учредителя-физлица – вычитается 10 баллов, гендиректора – минус 20 баллов. Иными словами, если у компании «левые» регистрационные данные, то она с высокой долей вероятности является «технической организацией», однодневкой или оболочкой и попытки изъять у нее не доплаченные в бюджет платежи обречены на неудачу.

Предпроверочные мероприятия отсутствуют в НК, их в принципе вообще нет» – но ст. 54.1 НК дает службе право проводить оценку добросовестности действий налогоплательщика, что само по себе может использоваться инспекторами как инструмент давления на бизнес. «Мы провели оценку и начинаем торговаться с налогоплательщиком», – отметил Макаров. Налоговики в таких случаях фактически выдвигают бизнесу ультиматум: либо он перечисляет недостающие, по мнению ФНС, платежи в бюджет, либо служба инициирует в отношении него выездную проверку.

Справка: Только 26% судебных споров по ст. 54.1 НК частично или полностью разрешаются в пользу бизнеса, сообщал ранее замглавы службы Виктор Бациев. По последним данным налоговой, за девять месяцев 2021 г. в России прошло 5203 выездные проверки, недоимки подтвердились в 96% случаев.

Егоров с ним отчасти согласился: «Его главная цель предпроверочного анализа – дать бизнесу возможность ответить на вопросы ФНС до старта контрольного мероприятия. Для налогоплательщика гораздо проще объяснить инспекторам суть своих операций предварительно, до начала непосредственно проверки. Так или иначе все действия ФНС не выходят за рамки ее законных полномочий.

Балльная система позволяет абсолютно точно выявить «технические звенья», не ведущие реальной деятельности, но не предусматривает публичного режима. В результате организации оценивают надежность поставщиков по самостоятельно разработанным. ФНС с помощью балльной системы формально определит только «технические компании» и «выгодоприобретатели». Страдает чаще всего средний бизнес, но с другой стороны – это щадит малый бизнес: под описание «выгодоприобретателя» чаще всего подпадает именно средний бизнес. Малый и микро бизнес почти автоматически признаются «техническими звеньями», поскольку с них «нечего взять.

А крупнейшие организации действительно редко попадают в поле зрения ФНС. У них слишком большой штат юристов, чтобы у налоговой не возникало повода сомневаться в их добросовестности. А средние организации в отличие от крупнейших, с одной стороны, не рискнут пойти на конфликт с налоговой, а с другой – в состоянии заплатить недоимку за своего поставщика.

Настоящие выгодоприобретатели – это создатели фирм-однодневок и схем ухода от налогов, и подход ФНС открывает возможности для перекладывания ответственности за «грехи» контрагентов на добросовестный бизнес, обычно средний и малый, тогда как реальные выгодоприобретатели фактически освобождаются и от налогов, и от наказания.

Рерайтеры сайта абсолютно не согласны со всем гипотетическим негативом к ФНС высказанным в Ведомостях. Мы любим налоговую!

Получить консультацию
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных